>
ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Критерии признания детей находящимися в социально опасном положении
Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.
Постановлением Совета Министров №22 от 15 января 2019 года утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Этот документ регулирует деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др. Также в целях защиты прав и законных интересов граждан Постановлением установлен порядок обжалования таких решений.

К числу основных критериев СОП отнесены: неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка, систематическое невыполнение рекомендаций медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации, что угрожает жизни и (или) здоровью ребенка, необеспечение родителями надзора за поведением и образом жизни ребенка, вследствие чего он совершает правонарушения. Критерием также будет считаться ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.

По словам главного специалиста управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елены Симаковой, документально вводится понятие социального расследования - обязательного этапа, без которого невозможно признание ребенка находящимся в социально опасном положении. Основанием для расследования служит информация, поступающая в органы образования от различных структур (милиции, медиков, работников МЧС, соцзащиты, ЖКХ) для изучения и анализа. " В срок не более 15 рабочих дней устанавливается наличие или отсутствие критериев и показателей СОП. Причем к этой работе привлекаются и представители иных органов и организаций, занимающихся в том числе защитой прав и законных интересов детей», - пояснила специалист. Она отметила, что усиление межведомственного взаимодействия на этапе социального расследования и при принятии решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении, а также активное участие родителей в этом процессе позволят минимизировать фактор субъективизма. Елена Симакова информировала о результатах проводимой в государстве работы. Так, по итогам 2018 года было почти в два раза меньше детей, изъятых у родителей, в сравнении с 2010 годом. Кроме того, в течение прошлого года около 20 тыс. детей сняты с учета находящихся в социально опасном положении в связи с нормализацией обстановки. И только чуть более одной десятой части находящихся в СОП в итоге были признаны нуждающимися в государственной защите.

В соответствии с утвержденным Положением после вступления его в силу в течение шести месяцев будут пересмотрены ранее вынесенные решения в отношении почти 24 тысяч детей, которые к концу 2018 года были признаны находящимися в СОП.
Критерии  и  показатели  социально опасного положения
Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей) •родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи

•родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  -  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет, детей школьного возраста - от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
•родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара;
•родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
•родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).
2. Родителями  не обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления •в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
•в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности
3. Родители  ведут аморальный  образ жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обращаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка (детей) •в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
•в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия
•установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему
Признаки семейного неблагополучия

- неопрятный внешний вид;
- повышенный уровень агрессии;
- печаль или пустота во взгляде;
- чрезмерная социальная активность;
-невротические проявления в жестах и мимике (грызёт ногти, дёргает головой или плечами, частый ритмичный стук руками или ногами);
- замкнутость, сонливость и ограниченность в контактах;
- обидчивость, несоответствующая реальному отношению;
- частые пропуски занятий по болезни или по неуважительной причине;
- самовосхваление, навязчивое желание показать себя в лучшем свете;
- нежелание говорить о родителях, стеснительность;
- нарушения и извращения сексуального характера;
- низкая мотивация к обучению;
- воровство и дезинформация;
- повышенный аппетит;
- нецензурная речь;
Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика

В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми,  и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

В настоящее время еще одним источником неблагополучия является
педагогическая несостоятельность родителей,  которая характеризуется:

• низкой педагогической культурой;
• провоцированием неуважения ребенка к общественным требованиям;
• грубостью ребенка;
• неповиновением;
• отчуждением ребенка от коллектива, семьи.
В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям. Такие семьи - источник безнадзорности детей и подростков.
В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:
• недостаточная забота;
• неправильный уход и питание;
• физическое и сексуальное насилие;
• игнорирование душевного мира и переживаний
Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
© Официальный сайт Добрушского государственного политехнического колледжа